ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «СОШ №9»
(Наименование образовательной организации)

СОГЛАСОВАНО
Протокол педагогического совета

УТВЕРЖДАЮ

(Наименование коллегиального органа управления /
представительного органа)

от _____________ № _______

Директор МКОУ «СОШ №9»
(Должность руководителя)

__________ /М.А.Юсупов /
(Подпись)

(И.О. Фамилия)
__________________ (Дата)

УТВЕРЖДЕН

приказом МКОУ «СОШ №9»
(Краткое наименование
образовательной организации)

от _____________ № _______

ПОЛОЖЕНИЕ

о проектной деятельности учащихся МКОУ СОШ №9 в рамках
реализации ФГОС ООО
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основе закона «Об образовании в
Российской Федерации» (№273 – ФЗ), в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования,
Основной образовательной программы основного общего образования, Программы
формирования УУД.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность Муниципального казённого
общеобразовательного учреждения «СОШ №9» (далее – гимназия) по организации работы
над итоговым индивидуальным проектом (далее - ИИП) в связи с переходом на ФГОС ООО.
1.3. Индивидуальный итоговой проект - это учебный проект, который выполняют
учащиеся гимназии в рамках одного или нескольких учебных предметов, чтобы
продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранных областей
знаний и/или видов деятельности, способность проектировать и осуществлять учебноисследовательскую, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другую
деятельность.
1.4. Индивидуальный итоговый
проект является основным объектом оценки
метапредметных
результатов,
полученных
учащимися
в
ходе
освоения
междисциплинарных учебных программ.
1.5. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного
процесса и внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования.
1.6. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
учащегося 9 класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО, его невыполнение
равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебному предмету, связанному
с темой проекта. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один
итоговый индивидуальный проект. Проект может носить предметную, метапредметную,
межпредметную направленность.
1.7. Выбор формы и темы индивидуального итогового проекта осуществляется в 1
четверти учебного года. Для формирования плана проектной деятельности и её
1

организации каждый учитель-предметник определяет тематику проектов по своему
предмету (от 5 до 10 тем), помимо этого классные руководители определяют тематику
социальных проектов.
1.8. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных
составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных
достижений.
2. Цели и задачи выполнения индивидуального итогового проекта
2.1. Целями выполнения ИИП являются:
2.1.1. Демонстрация выпускниками способности и готовности к освоению
систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
2.1.2. Оценка способности школьника к сотрудничеству и коммуникации.
2.1.3. Сформированность у учащихся способностей к решению личностно и
социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
2.1.4. Оценка способности и готовности учащихся к использованию ИКТ в целях
обучения и развития.
2.1.5. Определение
уровня способности учащихся к самоорганизации,
саморегуляции и рефлексии.
2.2 Задачами выполнения ИИП являются:
2.2.1. Обучение планированию своей деятельности.
2.2.2. Формирование навыков сбора и обработки информации.
2.2.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое
мышление.
2.2.4. Формирование и развитие навыков публичного выступления.
2.2.5. Формирование позитивного отношения к деятельности.
3. Требования к подготовке итогового индивидуального проекта
3.1. План, программа подготовки проекта для каждого учащегося разрабатываются
в гимназии..
3.2. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель.
Классный руководитель контролирует занятость учащихся в проектной деятельности,
информирует родителей о выборе темы проекта учащимся.
3.3. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема,
предложенная учеником, согласуется с педагогом. Педагоги обязаны уважительно
относиться к личностному выбору учащегося, не отговаривать его от выбора темы по
своему предмету, не навязывать учащегося тему, не соответствующую его интересам. В то
же время педагог должен аргументированно отклонить тему проекта, выбранную
учащимся, если эта тема не отвечает общепринятым нормам морали и поведения,
косвенно пропагандирующие асоциальное поведение, является околонаучной.
3.4. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается
учащимся совместно с руководителем проекта.
4. Требования к содержанию и направленности проекта
4.1. Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных
проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного
мирового сообщества.
4.2. Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем
самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность
продолжить изучение новых аспектов этой проблемы.

2

4.3. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение
информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное
исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее
толкование или решение. Проект должен иметь практическую направленность, быть
востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой
деятельности.
4.4. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и
средства ясно обозначены. Совместно с учащимися составлена программа действий.
При выборе темы ИИП необходимо учитывать следующее:
1. Выбор темы должен быть согласован с учеником и учителем.
2. Тема проекта не только должна определять интерес автора к той или иной
проблеме на данный, текущий момент, но по возможности вписываться в общую
перспективу профессионального развития ученика; т.е. иметь непосредственное
отношение к предварительно выбранной или будущей специальности.
3. Выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности учащегося
к выполнению самостоятельного задания.
4. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по
выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
5. Важна значимость, актуальность проблемы.
6. Формулировка темы должна ориентировать учащегося на самостоятельное
исследование по достаточно узкому вопросу.
7. Из заголовка должно быть ясно, что является конкретным объектом, предметом
исследования, хронологические рамки изучаемого периода, круг рассматриваемых
проблем.
8. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов
содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о ее
расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.
5. Организация проектной деятельности
5.1. В начале учебного года в параллели девятых классов организуются
установочный семинар и выступление администрации для учащихся и их законных
представителей с целью рассказать о сдаче зачета в форме защиты итогового
индивидуального проекта и ориентировать учащихся на выбор интересной для них темы.
5.2. Презентация плана проектной деятельности на текущий учебный год проходит
в 1 четверти учебного года.
5.3. К концу 1 четверти должен произойти выбор и утверждение тем для
проектирования с указанием научных руководителей, что утверждается протоколами
заседания методических объединений не позднее официальной даты окончания 1
четверти. Так как проект в 9 классе строго индивидуальный, то изменение темы проекта
учащимся не допускается, разрешается только корректировка названия темы.
Выбор направления темы индивидуального проекта каждым конкретным учеником
9-го класса, имя руководителя проекта, согласованные на предметном методическом
объединении или методическом объединении классных руководителей, утверждаются
приказом директора гимназии.
5.4. В ноябре-декабре в школе начинается «проектная четверть», во время которой
происходит работа над проектами. В это время происходят групповые и индивидуальные
консультации с руководителями проектов, сбор информации по проекту, наблюдения,
эксперимент и др.
5.5. Работа над проектом может быть начата и раньше, если сфера интересов
учащегося устойчива, налажен диалог с преподавателем. Преподавателями и
администрацией гимназии приветствуется раннее начало работы над индивидуальными
проектами.
3

5.6. К 15 декабря руководители проектов отчитываются перед заместителем
директора о ходе проектной деятельности, целях и задачах курируемых проектов, планах
их реализации, возникших проблемах и путях их решения. Перед отчетом заместителю
директора руководитель проекта заслушивает аналогичный отчет учащегося.
5.7. В начале января учащиеся сдают письменный отчет по проекту в объеме не
более 5 листов на предварительную экспертизу, по результатам которой проект
возвращается на доработку или допускается к защите на школьных предметных
конференциях в январе. Предварительная экспертиза осуществляется жюри, состоящим из
учителей методического объединения.
5.8. В рамках конференции (по секциям) учащиеся знакомят слушателей с
проектным продуктом, выступление и результаты работы учащегося оцениваются
компетентным жюри согласно предложенным критериям (п.8).
5.9. Ответственным за организацию и проведение научно-практической конференции
является заместитель директора, курирующий проектную деятельность.
5.10. Учащиеся, чьи работы были отправлены на доработку, защищают свои
индивидуальные проекты в марте (конец 3 четверти), согласно установленному приказом
директора графику.
6.Требования к содержанию проектной работы
6.1. Проектная работа, выполненная в гимназии и представляемая на школьную
научно-практическую конференцию, должна быть оформлена в печатном виде и может
быть проведена в форме: компьютерной презентации с описанием продукта,
демонстрации прибора, макета, конструкции, web-сайта или страницы, сценария,
экскурсии, стендовых отчётов, фотоальбома, модели, сочинения, сборника творческих
работ, видеофильма, карты, музыкального произведения, игры, деловой игры, бизнесплана и т.д.; схемы, алгоритма, таблицы, пособия (в том числе на электронном носителе),
сборника упражнений, практикума, реферата, включающего результаты эксперимента,
опытов, решений и т.д.
6.2. Содержание проектной работы:
- оглавление (содержание): перечисление разделов и глав исследования;
- определение гипотезы, цели и задач исследования;
- различного вида справочный аппарат;
- ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации
(учащиеся обязаны соблюдать нормы и правила цитирования);
- указание всех представленных в проекте печатных, рисованных, графических,
фото-, видео-, музыкальных и электронных материалов;
- деление на разделы или главы, представленные в логической последовательности
для более четкой передачи собранной информации.
6.3. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению
проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в
одной из описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того,
включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов
– описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы
учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности,
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе),
в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может
быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и
практическая значимость полученных результатов.
4

Для исследовательских проектов обязательно наличие письменного отчета о
проведении исследования (не менее 10 листов и не более 20 листов) и приложения,
включающего таблицы, фотографии, рисунки, диаграммы, анкеты и проч. Обязательные
структурные части письменного отчета - введение и заключение. Во введении
обосновывается актуальность темы исследования, определяются гипотеза, цель и задачи,
адекватные предмету изучения методы исследования. В заключении подводятся итоги
исследовательской работы, делаются выводы о точности рабочей гипотезы.
Письменный отчет для творческих проектов имеет свою специфику, в его
структуре обязательно описывается авторский замысел, этапы создания продукта,
используемые технологии и материалы. Продукт творческой деятельности (изделие,
буклет, видеоролик, стенгазета и проч.) должен быть представлен на защите.
Отчет по реализации социального проекта должен содержать следующие
структурные компоненты:
 описание проблемы, целей и задач проекта, альтернативных способов
решения, рисков реализации проекта;
 аналитическое описание имеющихся и недостающих ресурсов для
выполнения проекта, смета;
 функции участников проекта, которые указываются в календарном плане,
где обозначены зоны личного участия и зоны ответственности членов
команды, точки промежуточного мониторинга.
Планируемый проектный продукт по окончании проекта сравнивается с полученным
результатом.
7. Требования к защите проекта
7.1. Предзащита проектов осуществляется на школьной конференции. При удачной
защите проекта на конференции, учащиеся освобождается от защиты в марте-апреле.
7.2. В докладе отражаются цель и задачи проекта, основные этапы проектной
деятельности, полученные результаты.
7.3. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после
заслушивания доклада (7 минут) слушатели и жюри (экспертный совет) задают вопросы
по теме проекта. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности
регулятивных навыков учащегося.
7.4. Цель организации публичной защиты проектов:
 создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся;
 интеллектуальное и творческое развитие учащихся;
 поддержка талантливых учеников, демонстрация и пропаганда лучших достижений
школьников;
 приобщение учащихся к исследовательской, экспериментальной, конструкторской,
поисковой деятельности,
 расширение и углубление научно-практического творчества учащихся,
теоретических знаний и необходимых профессиональных навыков школьников.
7.5. Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как один из
вариантов наглядности защиты, однако ее создание и использование должно быть
продиктовано требованиями целесообразности и эффективности.
8. Критерии оценки итогового индивидуального проекта
8.1. Критерии оценки проектных работ.

5

Экспертная оценка содержания и оформления работы
№

Критерии

Баллы

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
Актуальность и значимость темы проекта
Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика
обозначены фрагментарно на уровне утверждений
Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика
обозначены на уровне утверждений, приведены основания
Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и
обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и
значимость не только для ученика, но и для школы, города
2. Сформированность предметных знаний и способов действий
Глубина раскрытия темы проекта

1
2
3

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал ее знание в рамках
школьной программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор
продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки
школьной программы
3. Качество проектного продукта
Проектный продукт не соответствует большинству требований
качества (эстетика, удобство использования, заявленные цели)
Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2
3

1
2

Продукт полностью соответствует требованиям качества
(эстетичен, удобен в использовании, отвечает заявленным
целям)
4. Сформированность регулятивных действий

3

Соответствие требованиям оформления письменной части
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с
установленными правилами, придать ей должную структуру
Письменная часть работы оформлена с опорой на
установленные правилами порядок и четкую структуру,
допущены незначительные ошибки в оформлении
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном
соответствии с установленными правилами
5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к
теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности, не
использовал возможности творческого подхода

1
2

3

1

6

Итог

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную
заинтересованность автора, предпринята попытка представить
личный взгляд на тему проекта, применены элементы
творчества
Работа отличается творческим подходом, собственным
отношением автора к идее проекта
Максимальное количество баллов – определяет ОУ

2

3

Оценка сформированности коммуникативных
действий на публичной защите проектов
Критерии.
1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте;
заметна культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от
заявленной темы
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте;
заметна культура речи, немотивированные отступления от заявленной
темы отсутствуют
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте;
наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи, ее
четкость, лаконизм; немотивированные отступления от заявленной темы
отсутствуют

Баллы
1

2

3

2. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно.
сравнение ожидаемого и полученного результатов

Дано

Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен развернутый
обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в
ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы
3. Соблюдение регламента защиты (не более 5–7 мин.) и степень воздействия на
аудиторию

7

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось
заинтересовать аудиторию
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки
регламента
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент
4. Умение отвечать на вопросы и защищать свою точку зрения
Ответы на поставленные вопросы односложные, неуверенные. Автор не
может защитить свою точку зрения
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца
обосновывает свою точку зрения
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на
поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою
точку зрения
5. Использование средств наглядности, технических средств

1

Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются фрагментарно, не
выдержаны основные требования к дизайну презентации
Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные
требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала,
нет согласованности между презентацией и текстом доклада
Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные
требования к дизайну презентации, подача материала логична,
презентация и текст доклада полностью согласованы
Итог. Максимальное количество баллов – определяет ОУ.

1

2
3
1
2
3

2

3

Самооценка учащимися проектной деятельности
Метапредметный результат
освоения ООП основного общего
образования
1. Учимся планировать свою
деятельность.
1) Умение
самостоятельно
определять цели своего обучения,
ставить
и формулировать для
себя новые задачи в учебе и
познавательной
деятельности,
развивать
мотивы и интересы
своей
познавательной
деятельности.

Освоенные умения

1.

Я умею/могу

Самооценка
учащегося
(баллы 1-5):
Я
научился
планировать свою
работу над проектом

1.1.
У
могу
сформулировать тему
проекта, как проблему
1.2. Я
могу
сформулировать цели
моего проекта
1.3. Я могу объяснить
важность
создания
8

2) Умение
самостоятельно
планировать пути достижения
целей,
в
том числе
альтернативные,
осознанно
выбирать наиболее эффективные
способы решения
учебных и
познавательных задач.
2.
Учимся оценивать
свою
учебную работу.

3)
Умение соотносить
свои
действия
с планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль
своей деятельности в
процессе достижения результата,
определять
способы действий в
рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои
действия
в
соответствии с
изменяющейся ситуацией.

4)
Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи, собственные
возможности ее решения.

5)
Владение основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления
осознанного
выбора
в учебной
и
познавательной деятельности;
3.
Развиваем теоретическое
мышление.
6) Умение определять понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,

проекта для себя
2.1. Я умею спланировать
свою
работу
по
выполнению проекта
1.2. Я могу составить
план будущего проекта
2.

Я умею/могу

Я умею оценивать
свою работу над
проектом
и его
содержание

3.1. Я
могу внести
изменения в план моего
проекта
3.2.
Я
могу
спроектировать,
каким
будет
конечный
продукт/результат моего
проекта
3.2 Я могу изменить
способы достижения
результата
проекта,
корректировать
свои
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией
в
ходе
работы над
проектом
4.1.Я вижу свои ошибки
недоработки при создании
проекта
4.2. Я могу исправить
недостатки своей работы
по мере ее создания
5.1. Я умею оценивать
эффективность
моей
работы над проектом

3. Я умею/могу

Я научился создавать
научные тексты

6.1. Я могу оценить
содержание своей работы,
ее
логику, выводы,
9

классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и критерии для
классификации, устанавливать
причинно-следственныесвязи,
строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы.
7) Умение создавать, применять и
преобразовывать
знаки
и
символы, модели и схемы для
решения
учебных
и
познавательных задач.

4.
Развиваем
читательскую
компетентность.
8) Смысловое чтение.

5. Учимся сообща
9)
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с
учителем
и сверстниками;
работать индивидуально
и в
группе; находить общее решение
и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций и учета
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать
свое мнение.
10)
Умение
осознанно
использовать речевые средства в
соответствии
с задачей
коммуникации для выражения

которые я делаю и т.д.

7.1. Я умею использовать в
тексте
своей работы
схемы, графики, рисунки,
таблицы, которые делают
содержание моей работы
более глубоким
4.
Я
умею/могу
Я вдумчивый
читатель
8.1. Я умею подбирать
необходимые источники
для написания своего
проекта
8.2. Я могу
оценить
важность той или иной
информации
для
использования
ее в
создании проекта
5.
Я
умею/могу
Я
готов
к
коммуникации
9.1. Я готов принять
замечания и предложения
по совершенствованию
своей работы от учителя,
одноклассников

10.1.
Я
могу
аргументированно
объяснить
учителю,
одноклассникам
свои
10

своих
чувств,
мыслей и
потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной
речью,
монологической
контекстной речью.

действия по
созданию
проекта
10.2.
Я
могу ярко
представить содержание
своей работы, ее цели,
конечный продукт

Предполагается, что общая сумма баллов будет складываться из баллов,
поставленных экспертом при проверке письменной работы, оценки экспертов на
публичной защите и самооценке учащегося.
8.2. Проект, получивший на предварительной экспертизе оценку «низкий уровень»
возвращается на доработку обучающемуся. Учащийся обязан доработать проект к концу 3
четверти, руководитель проекта обязан организовать для учащегося дополнительные
консультации по проекту. Информация доводится классным руководителем до сведения
родителей.
8.3. Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при
условии, что:

такая оценка выставлена экспертным советом (автором проекта) по каждому из
трех предъявляемых критериев;

ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка,
отзыв руководителя или презентация) не дает оснований для иного решения.
8.4. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при
условии, что:

такая оценка выставлена экспертным советом (автором проекта) по каждому из
трех предъявляемых критериев;

продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт,
отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный
отзыв руководителя, презентация проекта;

даны ответы на вопросы.

9.
Требования к оформлению проекта
9.1. Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта,
предмета, гипотезы исследования). Введение должно включать в себя формулировку
постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач,
поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы
исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной
проблемы. Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие
ответы на следующие вопросы:
1. Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического
применения?
2. Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи?
3. Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была
достигнута?
9.2. Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание
исследования). Основная часть должна содержать краткий обзор используемой
литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса,
описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения
проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения,
обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота,
11

наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы
(параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по
существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется
сжато, уже без подробных доказательств.
9.3. Заключение (выводы и результаты). Заключение должно содержать в
лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если
возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному
практическому
использованию
результатов
исследования).
9.4. Список литературы. Список литературы содержит в алфавитном порядке список
публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства,
города,
общего
числа страниц.
9.5. Приложение (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы и т.д.)
прилагаются в конце проекта в виде приложения.
9.6. Титульный лист должен содержать название проекта, Ф.И. автора, название
объединения, полное наименование образовательного учреждения, Ф.И.О. руководителя
(указываются полностью), год и место составления.
9.7. Текст работы: шрифт Times New Roman (русифицированный) размером 12 кегль,
цвет черный; поля верхнее, нижнее, левое, правое – по 2 см; межстрочный интервал –
полуторный; абзацные отступы (красные строки) – 1,5 см; выравнивание текста – по
ширине; расстановка переносов – автоматическая; номера страниц проставляются на
каждой странице, кроме титульного листа (т.е. содержание – это страница № 2); параметры
страницы:
размер
бумаги
–
формат
А4;ориентация
–
книжная;
9.8. Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты.
9.9. Заголовки структурных частей работы: «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ»,
«ГЛАВА», «ВЫВОДЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», печатаются прописными (заглавными)
буквами.
9.10. Заголовки разделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с
абзаца. Точку в конце заголовка не ставят! Если заголовок состоит из двух или более
предложений, их разделяют точкой. Заголовки и подзаголовки приводят в форме
именительного падежа единственного и (реже) множественного числа.
9.11. Заголовки рубрик могут начинаться как с прописной, так и со строчной буквы,
подзаголовки – только со строчной (если это, конечно, не имена собственные). Окончания
рубрик знаками препинания не фиксируются.
9.12. Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице.
Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть
равно 2-3 интервалам. 11.13. Каждую структурную часть работы рекомендуется начинать с
нового листа.
10. Права и ответственность сторон
Руководитель индивидуального проекта должен:

Совместно с учащимся определить тему и учебный план работы по
индивидуальному образовательному проекту.

Совместно с учащимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы,
источники необходимой информации.

Мотивировать учащегося на выполнение работы по индивидуальному
образовательному проекту.

Оказывать помощь учащемуся по вопросам планирования, методики,
формирования и представления результатов исследования.

Контролировать выполнение учащимся плана работы по выполнению
индивидуального образовательного проекта.
12

Руководитель индивидуального проекта имеет право:

Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы.

Использовать в своей работе имеющиеся в гимназии информационные ресурсы.

Обращаться к администрации гимназии в случае систематического несоблюдения
сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта.
Учащийся должен:

Выбрать тему индивидуального образовательного проекта;

Посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту;

Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя
индивидуального образовательного проекта:

Подготовить публичный отчет о проделанной работе.
Учащийся имеет право:
 На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе
выполнения индивидуального образовательного проекта;
 Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы
школы.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 5-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».